Назад к списку

Проблемы идентичности, часть 2. 

Итак, в первой части темы «идентичность», немного описано, как она формируется, и затронута тема недоформированности идентичности. Второй проблемой относительно ощущения, чувствования себя, своего «Я» как непрерывного, целостного «Я» (это и есть идентичность, как чувство) является столкновение двух или большего числа противоречивых установок в себе, или иначе - ощущение в себе, своём «Я» двух противоборствующих частей.Например, человек может ощущать себя одновременно благодарным и признательным за заботу своей матери сыном, и взрослым человеком, который больше ощущает ответственность за поддержку своей семьи, жизнь по своим лекалам, но мама очень переживает, что сын не соответствует её представлениям о «хорошем». И он разрывается от искреннего чувства благодарности матери и желанию её порадовать (благодарный сын), и ощущением себя, как взрослого человека (у меня свои ценности, цели, вкусы, я волен выбирать сам и т.д.). 
 Или мужчина принадлежит к большой семье и этносу, где традиции и правила являются очень важной, базовой ценностью. При этом у него сформировались иные взгляды на тот или иной аспект своей жизни – для примера: считает, что выбрать жену он может сам и он хочет, чтобы она была «такой-то», а в традициях семьи выбор жены за роднёй, кланом, и избранница должна быть «совершенно другой».Часто искренне верующий человек ощущает такое столкновение внутри себя, когда понимает, что совершил что-то «плохое», но при этом он знает, что «он старался жить по заповедям» и «не хотел совершать грех». 
 Здесь же в пример можно привести и гендерную идентичность, когда общество транслирует одни установки, а женщина и мужчина ощущают себя (именно как себя, что дарит ощущение целостности, естественности) – совершенно иначе. «Девушка должна быть мягкой, доброй, гибкой, нежной, ласковой», а девушка ощущает чуждость такого поведения («это не моё»), отсюда возникают вопросы – «Я не женщина?», «Я какая-то не такая?».Все мы сталкиваемся с проблемой противоречий в собственной идентичности, когда начинаем делить свои особенности, качества, черты характера на «плохие» или «хорошие»: «Я адекватный, нормальный человек, но слишком эмоционален, это моя проблема», «Я очень закрытая, от этого все мои неудачи». 
 Пути выхода из таких ловушек своей идентичности два. Первый– принятие двух противоречий в себе: «я верю, хотя я согрешил, но никто не безгрешен», «я эмоционален и это моя особенность, я такой и мне это нравится». Второй – выбор. Например, в случае с выбором жены самому или родственниками, очевидно, выбирать когда-нибудь придётся (конечно, можно ещё избегать женитьбы всеми возможными способами, но тем не менее). Оба варианта зачастую на практике реализуются непросто, иногда для этого нужна поддержка психолога или длительная психотерапия.